Новости
Понедельник, 24 апреля 2017 16:42

О приведении уставов в соответствие с изменениями законодательства в апреле 2017

Управление юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия по РБ  сообщает следующее.

 

1. 03.04.2017 принят Федеральный закон №62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №62-ФЗ), которым уточнено законодательное регулирование правового статуса городского округа, оптимизирован процесс преобразования городского и сельского поселений. Федеральный закон №62-ФЗ вступил в силу 15.04.2017.

1) Федеральным законом №62-ФЗ изменяется понятие городского округа и вводится понятие административного центра городского округа.

 

Так, согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 

В качестве административного центра городского округа устанавливается населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего городского округа.

 

Пунктом 6.1 статьи 11 Федерального закона №131-ФЗ (в ред. Федерального закона № 62-ФЗ) предусмотрено, что законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы городских округов, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих городских округов.

 

Пунктом 15.1 Федерального закона №131-ФЗ (в ред. Федерального закона № 62-ФЗ) определено, что границы городского округа устанавливаются с учетом необходимости создания условий для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, обеспечения органами местного самоуправления городского округа единства городского хозяйства, а также для осуществления на всей территории городского округа отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.

 

Кроме того, Федеральным законом №62-ФЗ в часть 3.1 статьи 13 Федерального закона №131-ФЗ внесены изменения, предусматривающие возможность объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом. Объединение осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.

 

В соответствии с частями 7, 7.2 статьи 13 Федерального закона №131-ФЗ (в ред. Федерального закона № 62-ФЗ) изменение статуса городского и сельского поселения выражается представительными органами указанных муниципальных образований, а не путем голосования жителей указанных муниципальных образований.

Указанные изменения не требуют внесения изменений в уставы городских округов.

 

2) Федеральным законом №62-ФЗ в статью 11 Федерального закона №131-ФЗ вносятся изменения, которыми установлено, что территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, земли для развития городского округа.

 

Таким образом, в случае наличия в уставах городских округов норм, определяющих территорию и границы муниципальных образований, требуется внесение соответствующих изменений в данные положения уставов.

В соответствии с частью 2.2 статьи 12 Федерального закона №131-ФЗ изменение границ городских округов, влекущее отнесение территорий населенных пунктов, входящих в состав городских округов, к территориям поселений соответствующих муниципальных районов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов.

 

Таким образом, в случае наличия в уставах муниципальных образований норм, регулирующих вопросы изменения границ муниципальных образований, требуется внесение соответствующих изменений в уставы.

2. 03.04.2017 принят Федеральный закон №64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» (далее – Федеральный закон №64-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон №131-ФЗ. Федеральный закон №64-ФЗ вступил в силу 15.04.2017.

 

1) Часть 4.1 статьи 36, часть 9.1 статьи 37 Федерального закона №131-ФЗ (в редакции Федерального закона №64-ФЗ) изложены в новой редакции, с перечислением федеральных законов, нарушение норм которых является коррупционным правонарушением. Так, глава муниципального образования, глава местной администрации должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, регламентированные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Таким образом, положения уставов муниципальных образований определяющие статус главы муниципального образования и главы местной администрации, необходимо привести в соответствие с Федеральным законом №131-ФЗ.

 

2) Согласно части 11.1 статьи 37 Федерального закона №131-ФЗ (в редакции Федерального закона №64-ФЗ) контракт с главой местной администрации может быть расторгнут в судебном порядке на основании заявления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", выявленными в результате проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции".

 

Указанные изменения необходимо внести в статьи уставов муниципальных образований, определяющие статус главы местной администрации, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя совета депутатов муниципального образования, а глава местной администрации работает по контракту.

 

3) В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ (в редакции Федерального закона №64-ФЗ), осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления.

 

Таким образом, положения уставов муниципальных образований определяющие статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления необходимо привести в соответствие с Федеральным законом №131-ФЗ.

 

4) В новой редакции изложен пункт 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона №131-ФЗ (в редакции Федерального закона №64-ФЗ) с перечислением федеральных законов, нарушение которых является основанием для удаления главы муниципального образования в отставку.

 

Таким образом, положения уставов муниципальных образований определяющие основания удаления главы муниципального образования в отставку, необходимо привести в соответствие с Федеральным законом №131-ФЗ.

 

5) Статья 40 Федерального закона №131-ФЗ дополнена частями 7.2, 7.3, 7.4, закрепляющими следующие положения.

В соответствии с частью 7.2 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ (в редакции Федерального закона №64-ФЗ) проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. 

 

Согласно части 7.3 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ (в редакции Федерального закона №64-ФЗ) в случае выявления фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены антикоррупционным законодательством Российской Федерации, указанное лицо обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

 

На основании части 7.4 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ (в редакции Федерального закона №64-ФЗ) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.

 

Данные изменения не требуют внесения изменений в уставы муниципальных образований.

 

В целях оказания методической помощи органам местного самоуправления Управлением актуализированы типовые уставы по видам муниципальных образований, а также разработаны проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы для городских округов, муниципальных районов, сельских, городских поселений учитывающие вышеизложенное. Для городских, сельских поселений нумерация структурных единиц предлагается в соответствии с типовым Уставом данных видов муниципальных образований.

 

Информацию можно посмотреть на официальном сайте Управления - www.to04.minjust.ru, раздел – «Деятельность», подраздел «Уставы муниципальных образований».

 

 

  •   Проект муниципального правового акта о внесении изменений в уставы для городских округов      
  •   Проект муниципального правового акта о внесении изменений в уставы для муниципальных районов     
  •   Проект муниципального правового акта о внесении изменений в уставы для городских поселений      
  •   Проект муниципального правового акта о внесении изменений в уставы для сельских поселений      
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии