Методические материалы
Четверг, 28 апреля 2016 15:17

Ответы на вопросы муниципалитетов Комитета спецпрограмм Администрации Главы РБ и Правительства РБ

Автор 

СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ

 

 

Вопрос: В связи с внесением изменений в  закон «О противодействии коррупции», каждый депутат советов поселения и района обязан ежегодно подавать сведения  о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.  Так, в  Баунтовском  эвенкийском  районе  9  поселений, в  4 из  них  дорога  только  по  зимнику. Чтобы предоставить достоверные сведения, необходимо запросить справку у работодателя, выписки со счетов в банке и проч.,   для этого необходимо зачастую выезжать в райцентр, дорога до которого занимает 6-7 часов.

 

Ответ: 2015 год был насыщен деятельностью по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в сфере противодействия коррупции. Федеральным Законом от 3 ноября 2015 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  (далее – 303-ФЗ) из многих норм федерального законодательства были исключены слова «на постоянной основе»  и тем самым ряд ограничений, запретов и обязанностей начал действовать  в отношении более широкого круга лиц.

 

Согласно ст. 2 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) депутат признается лицом, замещающим муниципальную должность.

 

В статью 40 Федерального закона № 131-ФЗ была введена новая редакция части 71, согласно которой депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — 273-ФЗ) и другими федеральными законами.

 

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных № 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

 

Часть 4 статьи 12.1 273-ФЗ регламентирует, что лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Поскольку все депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность, указанная обязанность распространяется на них всех, независимо от того, на постоянной или непостоянной основе они исполняют свои полномочия. Депутаты обязаны соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность. Депутаты, исполняющие свои полномочия на непостоянной основе и имеющие основное место работы, исполняют свои обязанности, возникшие в связи со статусом депутат, вне зависимости от обязанностей, предусмотренных работодателем.

 

На региональном уровне (Законом Республики Бурятия от 16.03.2009 N 701-IV «О противодействии коррупции в Республике Бурятия») установлен срок предоставления сведений о доходах лицами, замещающими муниципальные должности, — ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

 

Форма Справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».

 

Из п. 4 ст. 6 Закона № 273-ФЗ следует, что профилактика коррупции в том числе осуществляется путем установления в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность муниципальной службы, с замещаемой должности или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений доходах. Следовательно, в случае нарушения указанной обязанности полномочия депутата могут быть прекращены досрочно.

 

У лиц, замещающих муниципальные должности, в том числе на постоянной основе, в связи с исполнением полномочий не возникает трудовых отношений (в том смысле, который подразумевается Трудовым кодексов Российской Федерации; они не являются сотрудниками представительных органов муниципальных образований). Однако обязанность по принятию решения о досрочном прекращении полномочий принимает представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 № 131-ФЗ).

 

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

 

Вопрос: Остро стоит вопрос, о том, что  в малых поселениях часто на депутатское место не находится кандидатов (либо родственные связи, либо имеют судимость, или нет желания).  Специалисты администраций проводят работу, убеждая своих земляков  согласиться на должность кандидата в депутаты совета поселения или района. Существуют опасения, что действующие депутаты  выйдут  из  состава представительных  органов сельских поселений  и  района. А на следующий созыв мы не сможем сформировать депутатский корпус.

 

Ответ: Законодательное развитие института разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе рассматривается в качестве меры по правовому обеспечению противодействия коррупции. В рамках реализации этой задачи в Федеральном законе № 273-ФЗ сформулировано понятие конфликта интересов, а также порядок его предотвращения и урегулирования, то есть он содержит нормы прямого действия, рассчитанные на непосредственное применение в рамках государственной и муниципальной службы.

 

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность (далее — должностное лицо), замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

 

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми указанное должностное лицо, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

 

Порядок урегулирования. Должностное лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

 

Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у должностного лица, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

 

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения должностного лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

 

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является должностное лицо,  осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Непринятие должностным лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

В отношении выборного должностного лица органа местного самоуправления понятие «конфликт интересов», содержащееся в Федеральном законе №273-ФЗ, является вполне уместным. В отношение же депутата и члена выборного органа местного самоуправления оно не совсем корректно, поскольку предусматривает, что соответствующее лицо находится на службе и обладает должностными (служебными) обязанностями.

 

Вместе с тем обращаем ваше внимание на то, что Федеральным законом  от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» в частности в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» внесены изменения, использующие понятие «конфликт интересов» применительно к регламентации статуса соответственно членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы. Однако при этом определение понятия «конфликт интересов» не дано. Соответственно, применение таких новых законодательных положений возможно только по аналогии со статьей 10 Федерального закона №273-ФЗ, что представляется не вполне удачным.

 

С нашей точки зрения, определение понятия «конфликт интересов» требует уточнения в отношении депутатов и членов выборных органов местного самоуправления. Однако до внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство данная норма в отношении указанных лиц может применяться по аналогии и регулироваться уставом муниципального образования.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МСУ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МСУ ПЕРЕД ГОСУДАРСТВОМ

 

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий ( ст. 72  131-ФЗ).

 

Ответы подготовлены Комитетом специальных программ АГиПРБ с использованием правовой системы Консультант плюс и по материалам сайта Комитета Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии